Аметист

АМЕТИСТ

Его нередко называют каменной фиалкой. Самоцвет олицетворяет чистосердечие и искренность, безопасность и умиротворенность (Европа) , по восточным преданиям — счастье и здоровье (Древний Египет), миролюбие (Индия). Он приносит счастье бескорыстным и самоотверженным людям.

К этому цвету по традиции особенно неравнодушны служители культа, поэтому это их излюбленный камень для украшения предметов церковного обихода, обложек Евангелия и Библии, головных уборов — тиар, митр и праздничной одежды высших священнослужителей христианской церкви. Поэтому аметист часто называют кардинальским (у католиков) либо архиерейским (у православных) камнем, так как в перстни, которые по традиции, согласно своему сану, должны носить эти князья церкви, вставлены аметисты либо сапфиры.

Герой романа Анатоля Франса «Аметистовый перстень» аббат Гитрель говорит по этому поводу: «Епископ носит перстень как символ своего духовного брака с церковью, а поэтому перстень должен в известном смысле выражать своим видом идею чистоты и строгой жизни... В христианской символике он означает скромность и смирение...»

Существует поверье, что носить аметист достойны только люди очень высокой духовности; перстни, им принадлежавшие, сохраняют силу их духа даже тогда, когда они уже умерли.

Аметист предохраняет от алкоголизма и развеивает винные пары, укрепляет стойкость против злых мыслей, искушений, наркотиков и оберегает от избыточной страсти. Приносит удачу и счастье (особенно бескорыстным и самоотверженным людям), придает благоразумие, бодрость и обдуманную храбрость, способствует медитации, приносит признание в мире искусств (при наличии способносьей, таланта и трудолюбия), стимулирует вдохновение, укрепляет социальное положение и зрение. Он фокусирует неведомое нам пока, но благотворное для человека космическое излучение, позволяет развивать широкий взгляд на вещи. Тот, кто носит его с собой, не заболеет подагрой, а положив на ночь под подушку, избавится от любого дьявольского искушения. Гарантирует «постоянство, защищает от злого рока, дурного глаза и ностальгии, магии и болезней; символизирует преданность и правдивость, надежду и верность, обладает свойством внушать видения и навевать сладкие грезы и хорошие сны (по этой причине носить аметист на работе не рекомендуется).

Аметист смягчает злобу и помогает при ловле диких зверей и птиц. Это «отличное» средство от морщин и веснушек (их надо было как можно чаще разглаживать аметистовым кабошоном); самоцвет покровительствует морякам, имея власть над ветрами; может уберечь его владельца от стихийных бедствий (меняет накануне свою окраску); дает дар предсказывать погоду, в частности знать, когда будут заморозки, когда пойдет дождь. Если аметист бросить в сосуд и пить из него, то укрепляются мозг и  желудок.

Его называют камнем солдатским (так как он «защищает» от боевых ранений), нередко — вдовьим (супруга, потеряв мужа и не желая думать о новом браке, носит аметист как символ верности). Хотя есть и другая молва — он изгоняет прежнюю любовь из сердца женщины,  открывая его для новых привязанностей.

В старинном русском лечебнике XVIII века говорится, что «сила этого камня такова: пьянство отгоняет, мысли лихие удаляет, добрым разум делает и во всех делах цомощен... кто этого камня изопьет, то неплодного плодным делает и окорм гасит, воинских людей от недругов оберегает и ко одолению приводит... ускромляет мощность и не допускает того, кто его носит,  в памяти отходити».

В одной из древних рукописей, относящихся к XII веку, говорится: «Носящий его не заболевает проказой, чесоткой и подобными болезнями. Имущество и благости его не оскудевают, сам он и слова его приятны людям. Носить этот камень полезно для роста благоразумия. Владеющий им может пить сколько ему заблагорассудится, но не потеряет рассудка...» Но при этом камень надо держать под языком либо пить вино из аметистового кубка или бокала.

Поэтому нередко в древние времена изображения Селена, Вакха, Бахуса и их атрибуты выгравировывались именно на аметистах, это повышало силу камня. Недаром слово «аметист» по-гречески означает «неопьяняющий». У грузин же существовало представление: кто смотрит на аметист, тот пьян без вина. Об аметисте известна древняя легенда. Бахус, бог виноградарства, оскорбленный пренебрежением людей, решил отомстить им и дал клятву: первый же человек, которого он встретит на пути, будет растерзан свирепыми тиграми.  Первой он встретил прекрасную нимфу Аметист, шедшую в храм богини охоты Дианы. Когда кровожадные звери набросились на нее, нимфа обратилась к богине за помощью, и та не нашла ничего другого, как превратить ее в статую из чистейшего белого камня. Сожалея о случившемся, Бахус окропил статую виноградным соком, но статуя не ожила, а лишь стала багряно-фиолетовой.

Древние греки и римляне посвятили его богине Венере, а христиане — апостолу Матфею. В XVI веке на Руси красноватые его разности ценились дороже рубинов.